- Вот я смотрела твоё одно интервью, и ты говорила, что вы вдохновлялись при написании сценария "Полетом во сне и наяву". Если так проанализировать: до этого право на "кризис" в жизни имели только мужчины, а женщины - они сначала детей рожают, потом внуков воспитывают и вообще: "пойди борща свари". И как-то никогда не было вот этой повестки. Как вообще пришла эта идея?
- Вообще про это не думали, мы не думали про высказывания, мы просто писали сценарий. Когда пишешь сценарий, ты ж не думаешь: "Я закладываю сюда вот такие месседжи, тут будет все про кризис среднего возраста у женщины и т.д."
Просто мы брали какие-то ситуации из реальной жизни и перекладывали их на киноязык и всё. А "Полеты во сне и наяву" - это чисто моё вдохновение, Незлобин и Красильникова точно этим не вдохновлялись, — у них другие были референсы, а я, поскольку чуть более начитанная и "насмотренная", потому что я чуть дольше живу, чем они, я вот достала свои какие-то флешбеки из прошлого. Потому что это очень крутой фильм, там очень мало происходит, что называется: экшена. Там просто человек вдруг в этот день, в эти дни, скажем, перед 40-летием задумывается о том, что же из себя представляет его жизнь. Когда он просто смотрит в окно, как идет дождь, просто едет в машине, просто смотрит, как идет какой-то прохожий, в этот момент, когда он просто на что-то смотрит, — ты понимаешь, что вот он сейчас в этот момент задумался. И в нашем фильме тоже есть такие моменты: героиня смотрит, как падает человек на улице, как она едет в метро, как она курит на балконе, как она бежит за дочкой в детский сад. Из таких моментов, скорее всего, складывается сопричастность к размышлению: "Наверное она сейчас переживает какой-то кризис среднего возраста".
- А ты сама переживала кризис этот?
- Нет. Мы же не ложимся и переживаем, — это ж не так происходит, мы все на ногах как бы переносим, да. А потом, когда вдруг начинаем с друзьями общаться, понимаем, что, наверное, это все пережито - как грипп, ангина. Мне кажется, женщине в действии, которая завалена бытовыми проблемами и тысячами событий в день - некогда переживать. Мужчины чуть более болезненно этот возраст встречают и переключаются с "не мальчика, но мужа", а потом уже "с недееспособного дяденьки" на то, что я теперь "старик" - то есть у них это происходит, во-первых, резко. А женщина, она ещё долго пользуется всяческими ухищрениями и не сразу понимает, что она вот внешне выглядит не так, как выглядит для себя внутри, то есть этот момент происходит чуть дольше. Это такой парадокс всегда: резко приходит осознание, когда я вижу себя в зеркале и принимаю вот эту вот обратную связь, что я больше не принцесса, — начинаются ухищрения, уловки вернуть во что бы то ни стало лицо, тело и так далее. И это всегда забавно, смешно и очень трогательно.
- А что дальше, вот после? Приходит какое-то смирение, принятие?
- Какое смирение, смирение к чему?
- Что ты вот так вот выглядишь.
- Как выглядишь?! Это ж нормально всё - это же нормально, естественно, вот я так выгляжу. У меня не было такого, знаете, иногда так лежишь, поднимаешь ногу, смотришь: "Ну, чуть морщинистое колено, да, раньше такого не было". Не было такого что: "Ах, Боже мой, что-то надо с этим сделать, натянуть всё на свете!" Просто и проблемы другие, и либидо другое, и мозги другие и всё другое - зачем мне возвращать то - вчерашнее?! Это же внутри происходит, возраст он же внутри. Я, например, бегаю не меньше, чем в молодости, то есть я веду физическую активную жизнь, я не чувствую какого-то ограничения в физике пока, тьфу-тьфу-тьфу. То есть, наверное, когда оно будет, тогда я подумаю: "Что-то не то". В том, как я выгляжу, я тоже не испытываю каких-то особых проблем, потому что я больше не гоняюсь за мужчинами, не охочусь, я выгляжу как мать. И меня это вполне устраивает.