Rus
/
Разное о возрасте
Партнерам
Сотрудничество
Контакты
ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ

Об Эстетике Возраста в Европе и России

Жанна Агалакова, 55 лет
Известный журналист, собственный корреспондент «Первого канала» в Париже
дала эксклюзивное интервью нашей редакции
Текстовая версия интервью
ЭВ: В нашем представлении европейский пенсионер это такой человек, который все время путешествует. Правда ли это?

Не все конечно. У всех же разный бюджет. Но в принципе - да. Дело в том, что тут немного другая философия семейных отношений. Тут дети, когда им исполняется 18 лет, обычно уходят из дома и начинают строить самостоятельную жизнь. Пока они студенты, родители их, конечно, финансово поддерживают, но забот, рутинных обязанностей у них становится меньше, а свободного времени больше. И если они смогли к этому времени что-то накопить, они начинают больше тратить на себя.

ЭВ: А чем вообще американские и европейские пенсионеры отличаются от наших пенсионеров?

Ну вот повторюсь: они по-другому строят семейные связи. И во-вторых, на Западе не торопятся списывать пенсионеров в утиль. Здесь многое рассчитано на людей такого возраста. Есть клубы по интересам: горшки лепить, например, или танцевать вальс по пятницам. Здесь давно поняли, что люди 60 плюс - это весьма перспективная для экономики аудитория: у них есть накопления, у них ещё не остыл интерес к жизни, и имеется свободное время, потому что дети выросли, а внуками грузить не принято. И всякий бизнес стремится эту аудиторию окучить: «У нас есть крем для вас или элегантная и очень удобная обувь, у нас есть прекрасные круизы вокруг света или, если хотите, только до Австралии...»
И кроме того, в обществе культивируется образ человека без возраста или точнее - молодого в любом возрасте. Я регулярно вижу в глянцевых журналах обзоры разных косметических препаратов. И что интересно? Вот страничка: «рекомендуется девушкам 20 плюс» - нарисовано юное создание. «30 плюс» - изображена прекрасная молодая женщина. «40 плюс» - женщина еще прекрасней и ничуть не старше. «50 плюс» - тоже очень хороша. Есть даже страничка для дам «60 плюс» - и там необыкновенно элегантная и привлекательная женщина.

Мне иногда кажется, что во Франции женщины бальзаковского возраста (во времена Бальзака это было 30+, а сейчас скорее 40-50), так вот, женщины бальзаковского возраста даже больше ценятся, пользуются бОльшим вниманием у мужчин. Они умеют себя подать. Тоньше чувствуют. У них есть опыт в интимных отношениях, знают чего хотят, с ними можно поговорить после секса. И они все ещё молодо выглядят!

Мне кажется для нас, женщин, время немного замедлилось. Мы стали позже выходить замуж, рожать. Моя мама родила меня в 24, а я свою дочь в 36. И бабушками теперь становятся позже. И живут дольше, потому что больше мы знаем о своей физиологии, о том как сохранить здоровье и красоту.

Моя мама, помню, говорила: «Скоро на пенсию, как хорошо, я так устала». Мне тоже скоро на пенсию, но меня даже сама мысль об этом смешит. Моя дочь стала студенткой. Уехала в другой город. Я безумно по ней скучаю, ужасно рада, когда она приезжает, но я почувствовала, что стала более свободной и даже, кажется моложе. Уж во всяком случае точно моложе, чем моя мама в это время.
Фото из личного аккаунта Instagram
Фото из личного аккаунта Instagram
Фото из личного аккаунта Instagram

ЭВ: В мировой культуре, будь то Азия или Европа, любовь – это всегда такая ассоциация с юной девушкой, с румянцем, длинными волосами. А смерть, это всегда сгорбленная старушка, нос крючком. Как вообще мировая культура отвечает на то, что сейчас отношение к старости меняется. Возможно не за горами то время, когда изобретут таблетку долголетия и женщины будут уже не 65+, а 125+. Ты вот ходишь на различные показы «от кутюр», как они откликаются на это?

Мне кажется, эти два персонажа: сгорбленная старушка и юная дева - могут меняться местами. Влюблённая зрелая женщина, героиня Фанни Ардан - это любовь, а смерть - молодая дева, одетая в черные одежды с розовыми бантиками, напичканная наркотиками...

А мода... Вот тебе история из жизни. Я недавно была в Милане, как раз на модных показах. Зашла в один из магазинчиков и сразу обратила внимание на одну даму. Ей было за 70, думаю (хотя определить возраст становится все сложнее), может, и за 80. Она была очень стильно одета. Миланки вообще умеют одеваться. Обожаю их рассматривать. И вот заходит эта дама - маникюр, каблучки - все прекрасно. Разумеется, в маске. И говорит: «Я теперь, как моль бледная - помады из-за маски не видно, румян тоже. Дайте мне что-нибудь поярче. Надо как-то спасать ситуацию». И берет на примерку что-то щеголеватое.

Для меня примером зрелой красоты всегда была Джейн Фонда. У неё и жизнь невероятная, и выглядит она потрясающе в свои 80. Талия, как у девицы, и все морщинки на месте. Лицо живое и естественное. Я видела ее несколько раз и даже имела шанс поболтать. Спрашиваю: «Ну как?! Как вам это удаётся!?» Она отвечает: «Ничего сложного. Нужны три вещи: генетика, правильный образ жизни и... куча денег!»
ЭВ: Здорово. Но хочу заметить, как раз таки ты делала репортаж про премьеру Кончаловского: фильм «Грех». Вот там, как мы знаем, дама с горностаем изначально ей было лет 17, а тут в этой роли дамы с горностаем снимается жена Кончаловского Юлия Высоцкая. Она, так скажем, уже совсем не 17 летняя. Вот как ты к этому относишься?

Ну это же не живая копия картины, а такой парафраз. Почему бы и нет? Почему бы красивой, но не 17-летней актрисе просто не украсить собой сцену? Нельзя же женскую суть сводить к функции - либо красивая и молодая или кормящая и уставшая мать или бабушка-старушка. Мне кажется, феминизм давно расширил роли. Он внес туда замечательные новые краски.

ЭВ: Как дело обстоит со знаменитыми красавицами и актрисами французскими: Катри Денев и так далее. Как они переживают переход?

Лучше, конечно, спросить у них самих. Но я слышала такую поговорку: «Лицо Катрин Денев всегда в работе, как улицы Парижа». Она много работает над собой, и у нее неплохо, кстати, получается. В отличие, скажем, от Николь Кидман, которая, как мне кажется, уже перешла грань.


ЭВ: Вот еще наша соотечественница, но она уже давным-давно живет в Лондоне. Художница современная Анна Радченко сделала такой фотопроект, который называется «GRANDmothers». По задумке в проекте показано альтернативное будущее, в котором благодаря достижением медицины, можно забеременеть в пожилом возрасте. «Что если бы я и мои подруги решились бы на детей только после 60». Таким вопросом задалась фотограф. Надо отменить, что она получила очень много негативных отзывов. Ее совершенно не поняли. Не знаю, как в Италии. В России ее совершенно не поняли. Как тебе этот проект?

Он провокационный, конечно... Захотели бы я стать мамой в 65? Сомневаюсь. Все-таки надо выкормить дитя и, даже выпустив из гнезда, проследить, чтобы птенец полетел в нужном направлении и правильно приземлился. Будут ли силы сделать это в 85? Не уверена. Я думаю, может, это желание стать бабушкой? Я вот, например, уже хочу стать бабушкой. Хочу качать на руках маленькое родное тельце, держать крошечную ручку в своей руке, тетешкаться, песенки петь. Я осознаю, что это желание быть бабушкой, но не мамой.

ЭВ: Есть еще одно дополнительное понимание. Мы недавно в Эстетике Возраста выкладывали пару материалов. Одна женщина родила ребенка в районе 60 лет своему сыну гею и его партнеру. Она выступила суррогатной матерью. И второй момент, тоже такая бабушка, мать героиня. Она подарила своей дочери дочку. То есть, возможно, у Радченко (я не берусь ее трактовать) есть такой еще смысл. То, что новое поколение – не у всех есть возможность подарить миру ребенка. Старое поколение, уже матерое помогает своим детям.

Мне кажется, это благородная идея. Я поддерживала бы эту маму.
ЭВ: Одна маленькая деталь. Наша аудитория разделилась на две части. Одна часть говорила: «Ой здорово!» Но эта была меньшая часть, процентов 20. «Какие женщины, какие умнички» Другая говорила, извините: «го…. Что это? Что это такое?! Эта бабушка сошла с ума». Это было большинство людей, процентов 80 были против. Видимо, российское общество еще не до конца готово. Но мы стремительно движемся.

Я однажды делала материал об одной мамочке (дело было в Америке), которая родила лет в 60. Когда я брала интервью, ее сыну уже было 7 лет. И она показывала мне горы таблеток, которые она вынуждена принимать каждый день, чтобы чувствовать себя нормально. Беременность подорвала ее силы. Выглядела она неважно. Хватит ли ее здоровья, чтобы через 10 лет прийти к сыну на выпускной? Сможет ли он нормально учиться, если маме потребуется особый уход?История с матерью, выносившей дитя собственному сыну или дочери, всё-таки другая. Я вижу в ней самопожертвование ради своего ребёнка. И это прекрасный жест.


ЭВ: Ты выкладываешь в Инстаграм фото без ретуши…

У меня только одна фотография совсем без макияжа. И она сделана во время отпуска, когда я уже отоспалась и немного загорела. Это мой маленький протест. Столько видишь несчастных лиц. Где-то слишком накачено, что-то нелепо нарисовано. И ещё сверху фотофильтром отретушировано. Как будто человек боится себя самого. Если мой жест помог кому-то взглянуть на себя по-другому, принять, я была бы очень рада. Это было сделано из этих соображений. Кстати, я получила очень много положительных откликов. Люди очень хорошо на это отреагировали. Кто-то, конечно, написал: «Господи, какой ужас». Мне было смешно. Доживите до моих лет – посмотрим.


ЭВ: Как насчет нашего телевидения? У нас очень телевидение такое эйджизское (Эйджизм - дискриминацию по возрасту). Особенно, что касается женщин. Как ты думаешь, почему наше российское телевидение такое? Почему оно с таким трудном, невероятно скрипя, урча допускает женщин, которые нестандартно выглядят: полненькие, не такие красивые, как им хотелось. Почему так все сложно? Почему обязательно должно быть невероятной красоты и фигуры?

Знаешь, я думаю, что это не проблема телевидения, это проблема общества, которое пережило в свое время травму. Очень большую. Закончился Советский Союз, начались лихие 90-е, период дикого капитализма. В одночасье появились богатые люди, порой халифы на час. Как правило, мужчины, которые вдруг получили возможность выбирать себе из женского сообщества все, что они хотят, несмотря на свою внешность и интеллектуальный багаж. И на рынок вышли женщины с кричащей сексуальностью: обнаженные ноги, накаченные губы и грудь. В голодное время это стало товаром. И в некотором смысле социальным лифтом. Я считаю, что это была огромная травма для общества. Потому что целый срез женский, человеческий был отсечен. Травма эта, зарубка, осталась до сих пор, мы до сих пор ее переживаем. У нас женщина – товар. Посмотрите программу «Давай поженимся». Там даже губы одной из участниц накачивали во время передачи. Я не представляю себе такую программу здесь, во Франции. Здесь телеведущие не делают себе ботокс. Практически никто.

Я отнюдь не против ботекса, но считаю, что он должен незаметно исправлять недостатки, а не делать из женщины куклу. Телевидение ориентируется на общество. В обществе была травма: выживают только молодые и красивые. Значит, только они имеют право на существование. Это неправильно.
ЭВ: Кто из женщин или мужчин за которыми тебе очень интересно наблюдать. Как они живут, как они стареют. Как у них рождаются внуки. Вот кроме Джейн Фонды.

Мне давно и очень симпатична Инес де ля Фрессанж. Она бывшая модель, консультант обувного дома Roger Vivier. У нее есть своя линия одежды и время от времени она создает коллекцию для одной очень массовой марки. Ей 60 с чем-то. (63 года, 1957 г. р. – примечание редакции), и она совсем не боится стареть. Она просто делает это с шиком. Культивирует прекрасные морщинки. Они же очень разные, морщины. Есть морщины счастья, есть морщины печали - это вот здесь (показывает на лоб). Без них лучше обойтись. А морщины счастья – это морщинки от улыбок. Вот эти гусиные лапки у глаз. Их надо беречь. И вот эти женщины, Джейн и Инес, они как раз этих морщин не бояться. Для меня это пример. Я люблю мои морщинки. У меня они есть. Вот здесь, вот здесь. Это морщины счастья.


ЭВ: Не будешь с ними бороться?

Нет, я их люблю. Кстати, я сейчас вспоминаю: мне было 19 лет, я смотрела в зеркало и думала: «Неужели у меня когда-нибудь будут морщины.?» Прошло 10 лет. Мне 29, я смотрю в зеркало: «Так! Минуточку! Это что такое? Это у меня? Это откуда?» Мне потребовалось еще 10 лет, чтобы сказать: «Черт, в этом что-то есть». Я как раз в это время жила во Франции. И столько внимания я не получала в мои 20, как в эти 39 в Париже. Здесь совсем другое отношение к женщине зрелой. Ее ценят, ее любят. Я мечтаю, чтобы так было у нас.

ЭВ: Жанна, а как изменилось ваше самовосприятие после 45 и 50лет ? Про 39 мы уже знаем.

В 39 еще было много сомнений. А после 45 наступила золотая пора: множество внутренних барьеров ушло. Ты еще так много можешь и уже так много знаешь. Я не хотела бы вернуться в мои 20 или 35. Мне очень хорошо сейчас. Это сложно было бы понять в мои 30 лет. «Когда-то в 50 мне будет хорошо». Я бы сказала: «Хм, ну это такая сладкая оболочка для горькой пилюли». Да нет, черт побери! Это правда. Это работает.

ЭВ: А сейчас вам сколько лет?

Мне будет 55.

ЭВ: Кстати, а во Франции можно спрашивать, сколько лет женщине?

Я никогда не слышала такого вопроса. Мне кажется, что люди, с которыми я здесь общалась, оценивают возраст по блеску в глазах. Если он есть, ты молод, какие бы цифры не стояли в твоем паспорте.
ЭВ: Жанна, раз мы дошли до вопроса пенсии. Скажите, пожалуйста, вы планируете получать пенсию в России и во Франции?

Я не являюсь гражданкой Франции. И, конечно, рассчитываю на российскую пенсию, какой бы маленькой она не была. Как говорил один мой приятель: «Деньги на икру я найду, мне нужны деньги на хлеб».

ЭВ: Жанн, а вот такой, если можно, слишком наглый вопрос: «Все-таки когда наступит 90, в какой стране ты хотела бы жить и планируешь?»

В 90 я хотела бы жить там, где уважают стариков, где есть социальная справедливость, где городская среда (я все-таки городской житель) совпадает с моим представлением о красивом и чистом городе. Я бы хотела жить в стране, в которой обочины дорог не завалены мусором, где с уважением относятся к природе. Где люди вежливы и солидарны. И даже климат мне не так важен. Потому что мы же все можем путешествовать. Я надеюсь, что это будет Россия.

ЭВ: Жанна, а что вы используете в уходе за собой? Потому что выглядите вы прекрасно. Я думаю, что нашим женщинам будет интересны ваши секреты.

Я думаю, что первые два пункта Джейн Фонда у меня получаются замечательно: у меня хорошая генетика, моя мама тоже очень долго выглядела молодой. И я веду правильный образ жизни. А к косметологу я хожу редко. В последний раз была несколько месяцев назад. А дома у меня довольно короткий список процедур: кремом утром и вечером, плюс очищение кожи. И ещё тренирую внутренний камертончик. Это сложно объяснить словами, нужно чувствовать: «Тебе сегодня лучше такой крем или такой?» Потому что у меня на полке обычно 2-4 кремов. И я меняю их каждый день, исходя из этого своего ощущения. В последнее время люблю подмешивать в крем для лица смесь масла авокадо и кокоса. Люблю разные маски. Обожаю баню. Вот собственно и все. И ужасно хочу попробовать, но что-то руки не доходят, разные профессиональные процедуры, которые делают кожу блестящей, сияющей. Я тогда, наверно, буду вообще супер-пупер.


ЭВ: А кожу вы как очищаете?

У меня есть мицеллярная вода. Это замечательное средство. Я стараюсь не умывать лицо водой.
Жанна Агалакова - Париж -Франция - красота возраста
ЭВ: И еще вопрос относительно спорта. Занимаетесь ли вы спортом? И может, делаете какой-нибудь фейс-фитнес?

Я недавно начала делать гимнастику для лица. И вижу, что результат отличный. Хотя я трачу на это не полчаса в день, как рекомендуют, а минуты 3, иногда 10. Но делаю это регулярно. Овал лица – как раз то, что выдает возраст. Есть много упражнений для этой части. И знаете, работает, девчонки, делайте!

ЭВ: А может какие-то, буквально чуть-чуть, упражнения можешь показать?

Берёшь чайную ложечку, зажимаешь губами и качаешь ее вверх-вниз. Замечательное упражнение. Поднимаешь голову вверх и делаешь вид, как будто целуешь облако на небе. Или поворачиваешь голову вправо и вверх на 45 градусов и произносишь звук «Ы». Потом тоже самое с левой стороны. Очень важно чтобы эта линия обозначилась (показывает) во время упражнения. Когда овал лица проседает, эта линия исчезает. И вот эти «Ы», эти поцелуи в облако, ложка во рту – это замечательно. А еще можно пытаться языком достать нос. Это тоже отличное упражнение. Я делаю вот эти 3-4 упражнения. Мне пока достаточно.
    ЭВ: Все, теперь главное от ваших советов перейти к действию. Это самое сложное.

    Послушай, время - это такая баночка, она пустая, ты заполняешь ее разными делами-предметами. Можешь положить в эту баночку один большой камень, другой, третий. Думаешь, что места больше нет. Попробуй насыпать гальки, а теперь песок, он заполнит пустоты. А потом ещё налить воды. Найдётся ещё еще что-нибудь, что можно положить в эту баночку.

    Я, например, смотрю новости, и у меня во рту ложка, я делаю упражнения. Или занимаюсь йогой - тяну руки, ноги, или стою в планке или стараюсь быть в движении в то время, когда в принципе все статичны. Свободное время есть всегда. И да, нужно обязательно улыбаться. Потому что это: во-первых тонизирует, а во вторых это даёт блеск в глазах. Молодость - это энергия, это блеск в глазах, а не безупречно гладкий лоб, накаченная грудь или попа. Блеск в глазах.


    ЭВ: Спасибо огромное!

    У вас замечательный проект. Я с удовольствием его посмотрела. Очень здорово, что вы его затеяли. Успехов
    Жанна Агалакова - Париж -Франция - красота возраста
    Жанна Агалакова - Париж -Франция - красота возраста - дочь Жанны Агалаковой

    Фотографии взяты из личного аккаунта Инстаграм