Rus
/
Разное о возрасте
Партнерам
Сотрудничество
Контакты
ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ

Все художники попадают на пенсию

Обидеть художника может каждый, однако понять - далеко не все. Не оттого ли, что зачастую художники видят насквозь и предвосхищают время? Давайте погрузимся в противоречивый и яркий мир субкультуры.

Текстовая версия интервью. Самое интересное.

Легко ли смотреть на мир другими глазами, помогать своим, как жить художнику на пенсии и не скатиться в коммерцию: расскажет художник, который приложил руку к созданию мира русского андеграунда, Александр Петлюра.
Как Вы создали один из самых известных центров «богемной тусовки» в 1990-х?

– Я в принципе в тот момент поймал, так сказать, удачу. Я искал новую мастерскую или пространство, куда перетаскивать народ. Потом я, что называется, залез в какую-то квартиру через чёрный ход. Стал входить, и так-то было так удачно, и там было шесть комнат. И набежал народ художественный, и стало тесно. И я стал ходить, искать другое пространства.
Случайно в центре Москвы встретил сумасшедшую городскую такую. Потом я стал с ней делать проекты различные, и звали ее Пани Броня.
И она мне рассказала все про территорию, где они живут; что уже большое количество людей выехало, большому количеству уже дали квартиры, но они не выезжают, не вывозят вещи. И я понял, что это хороший момент для захвата и стал потихоньку выдавливать всех, кто не забрал вещи.

Так вот происходило, пока где-то в 1992-93 не стали заходить прямо ночью какие-то ребята, такие там типа в кожаных куртках. - "Так, давайте выяснять!" Выясняли, как быть, когда нам выехать. Тут я попросил назначить встречу с главным. Приехали такие ореховские пацаны в треканах. И я их повёл к Броне. Приятно как бы пять лет в центре Москвы не платить ни за что: огромные проводились праздники, ездила целая европейская тусовка прям к нам.

После этого было нелегко, конечно. Я переехал там в подвал, за который надо было платить 90 тысяч рублей каждый месяц. Почти двадцать лет, пока не забрали мастерскую уже на Петровском, в которую тогда переехал. И вдохновение там же тоже было. Там я устроил и организовал ДК "Петлюра", где у меня проходили мероприятия, концерты формата больше некоммерческого, куда приходили дети моих друзей, 16-17 лет. Читали свои первые стихи, рассказы, ставили спектакли, участвовали в выставках. Там молодёжь как раз открывала себя. Им было приятно просто, такое как бы продолжение андеграунда.

Расскажите про открытие таланта Пани Брони.

– Она дошла до того, что года 3 или 4 назад она висела рядом с Пиросмани (грузинский художник, прим. редакции), Кайдановским (киноактер, прим. редакции). Выставка называлась «Наив...но». Вот и Броня висела между ними – работы просто воспринимались на ура. Но должен быть человек, кто патронировать будет. Это же пятнадцать лет издевательства и любви. То есть надо мыть ее было, срезать ногти, отвезти её к врачу. Там куча всего. То есть это как ребёнка растишь, в другую сторону только. 8 лет как умерла мама, после этого она не мылась, у них не было воды. Красивая была все равно у нее история: он даун, она инвалид второй группы, водобоязнь у нее, сумасшедшая слегка. И это была все равно очень красивая пара. Броня была представитель того направления, для которого у меня было название "Д-культура": дети, дебилы, демократы и даже люди.
Современный андеграунд и цена за квартиру

Много я ходил, смотрел, но лучше всего правильнее, наверное, организовать альтернативный центр и платить за него. Половина пусть коммерческая, половина – некоммерческая. Например, снимают ребята квартиру за 80 тысяч на Неглинной. Там четыре комнаты: каждая по 20 тысяч. Но это все равно, так называемый материальный такой андеграунд, все платят. Можно легче: создать какую-то комьюнити за Москвой, там построить. Если художник не добил, он должен что-то руками уметь делать.

Кто самый дорогой российский художник?

– На данный момент самый дорогой российский художник – это Эрик Булатов. Он труженик. Он интересно концептуально относятся к своим высказываниям. Галеристы определяют по планке цены. Скажем, Кабаков, (умер 27 мая 2023 г, на момент интервью был жив, прим. редакции), он может сделать современное искусство.

Понимаете, а есть еще художники, у которых не было денег, а теперь их до хера, и они не знают, что с ними делать...

В 90-е годы была мода на 20-е годы. Что модно сейчас?

– Тогда были модные гангстерские фильмы. Все учились, как носить шляпы как курить сигару. Сейчас подходим к 70-м почему-то. Уже надоели дудочки, вот эти вот носочки...

Мода не возвращается, она циклирует.
Зачем Вам такое количество старых чемоданов?

– Раньше люди не бросали в контейнеры вещи, чемоданы. Не было плохого отношения к вещам из прошлого. Люди ставили чемоданчики у мусорки. А внутри что-то там находилось.
Я открывал чемоданчики и просматривал. Там такие судьбы жизни были!
Там альбомы с фотографиями или даже облигации. Что за штука, то есть целая история человека. У меня еще в чемоданах этих находится обувь по годам: от начала века до конца века. Около трёх тысяч пар. И очень много различных вешалок, которые выбрасывались вместе с чемоданами.
Вчера был на выставке, в квартире надо мной. Я вошёл. Все такие сексуальненькие, все такие красивенькие, что ж омерзительно стало.
Как живется художнику на пенсии?

– Когда я получил пенсию 9 тысяч 130 или 300 рублей, я написал тогда всем: «Слушайте, ребята, я пенсионер!». Мне друзья, которые занимаются ювелиркой и делают графику всякую на медалях, подарили медаль с тремя буквами П. и расшифровка: П...ц, Петлюра Пенсионер.

Сейчас начали вот обращаться за костюмами для фильмов, потому что у меня много костюмов. Это вот похоже на такой левак в моей художественной жизни, типа подработок.

Вам нравится, как мыслит и выглядит современная арт-тусовка?

Вчера был на выставке, в квартире надо мной. Я вошёл. Все такие сексуальненькие, все такие красивенькие, что ж омерзительно стало.

Ну не штырит меня такой гиперреализм, скажем. Его можно создавать сейчас разными формами, даже в 3D можно уже шлёпать.

Я не вижу там, скажем, какой-то идеи, чтобы меня вштырило. Я не вижу там закрытой подсознательной философии. Вот так скажу.

Где сейчас можно получить хорошее художественное образование?

– Меня мучили 10 лет рисованию и в училище, и в Строгановке. Кому-то такое работает, кому-то на минус идет. Сейчас дико, как в советских институтах, дизайнеров, может, и учат рисовать, а вкусу не учат. Это ужасно. Никто не учит мыслить. Они все прекрасно рисуют, у них замечательные эскизы, но они вообще ничего не понимают в вещевой культуре, скажем, даже не про одежду, а про полностью созданный имидж: от сумочки и от часов.

Каким-то объектом можно провоцировать. Любого человека любой имидж можно на чем-то построить.

В европейской школе по-другому преподают. Больше акцента уже на производственную часть, на технологию, на материаловедение.

Я делал проект в женевской академии дизайна и моды со студентами текстильного института.

Конечно, это настолько разные методики: те материалы на манекене лепят, прикрепляют, рисуют, смотрят, а у этих - просто классные рисунки...

Должна быть реализация, правильно? А не заваленные склады.
Выражаем огромную благодарность нашему спонсору, одной из лучших клиник реабилитации в России - Три сестры. Без них это интервью не вышло бы.

Контакты клиники: +7(495)165-35-43
Подробнее о месте, где помогают начать заново жить здесь.

Материал медиа
Эстетика Возраста