Не одно десятилетие прошло с тех пор, как
Ив Сен Лоран открыл свой первый модный дом в 1961 году, однако, интерес к легендарному дизайнеру не угасает. Его биографии посвящено два документальных фильма от режиссеров Бертрана Бонелло и Жалиля Леспера. Оба вышли на экраны в 2014 году. А в 2017 году наследие Ив Сен Лорана было собрано в коллекциях двух музеев, открытых в его честь. Musée Yves Saint Laurent находится в особняке на авеню Марсо, где с 1974 по 2002 гг. находилась штаб-квартира дома Yves Saint Laurent, а позднее располагался Фонд Пьера Берже – Ив Сен Лорана. Musée Yves Saint Laurent Marrakech занимает новое здание площадью 4000 кв. м., построенное рядом со знаменитым Садом Мажорель, территория которого была выкуплена дизайнером и его многолетним партнером и возлюбленным, Пьером Берже, в 1980 году.
В распоряжение музеев попало большое количество экспонатов благодаря тому, что Сен Лоран стал первым дизайнером моды, занявшимся систематической архивацией своих работ. Один только Парижский музей владеет 5000 предметов одежды, 15000 аксессуаров и бесчисленным количеством эскизов, технических спецификаций, коллажей, вуалей, образцов тканей, видео роликов показов и газетных вырезок. «Наша задача заключается в том, чтобы продемонстрировать посетителю весь творческий процесс, стоящий за созданием предмета одежды»- говорит директор музея, Оливье Флавиано.
Посетители музея также получили возможность взглянуть и на личную жизнь Сен Лорана. В экспозиции представлены частные фотографии Сен Лорана и Берже, а также изображения их многочисленных домов. В музее воссоздана оригинальная студия модельера: «У нас представлен стол, за которым он работал, – говорит Флавиано. – Среди других экспонатов пара бронзовых львов, которые были приобретены Сен Лораном из суеверия – он был Львом по знаку зодиака, его портрет, написанный Бернардом Буфе, фотографии его собаки и прогулочная трость, принадлежавшая Диору.
На выставке по случаю открытия Парижского музея центральное место было отдано коллекции Сен Лорана 1962 года. Частью этой коллекции стал знаменитый бушлат, в котором выразилась одна из самых революционных идей модельера, а именно использование утилитарной мужской одежды в женском гардеробе. Выставочное пространство было расширено и доработано художником-декоратором, Натали Криньер, и маститым дизайнером интерьеров, Жаком Гранжем, который также является создателем знаменитой эклектичной обстановки в квартире Сен Лорана и Берже на улице Бейбилон.
Марракешский музей состоит из постоянной и временной экспозиций, в которых представлены около 1000 предметов одежды, полученных, главным образом, от Парижского фонда. В музее также открыта исследовательская библиотека, в которой хранятся книги по истории и искусству Марокко, лекционный зал, где выступают модельеры и историки моды, книжный магазин и кафе. В здании музея, спроектированном французскими архитекторами Студии КО, нет окон, что помогает защитить одежду от прямого солнечного света и перепадов температур, которые являются характерными для климата Марокко.
Совершенно закономерным является тот факт, что музеи были основаны именно в Париже и Марракеше. Дело в том, что жизнь модельера проходила, по большей части, между этими двумя городами. Сен Лоран впервые посетил Марракеш в 1966 году, и этот город покорил его навсегда. Он стал для него прибежищем и способом укрыться от официальной и публичной жизни в Париже.
«В Марокко я понял, что цветовые сочетания в моих моделях вдохновлены местными мозаиками и рисунками, джеллоба и кафтанами. Смелостью своих работ я обязан этой стране, ее оригинальным сочетаниям», - сказал он однажды.
Флавиан говорит, что Сен Лоран впервые решил заняться архивом в 1964 году. «Я спросил об этом у Берже. Он сказал, что все началось с коричневого коктейльного платья, о котором Сен Лоран сказал: «Оно так прекрасно, что мне хочется его сохранить»».
«Проходили годы, и у него накапливалось все больше и больше вещей. Сначала их хранили в грузовиках – в 60-х никому бы в голову не пришло выделить отдельное место и создать подходящие условия для архивного хранения одежды». Начиная с 1982 года, Сен Лоран стал писать букву «М» или «Музей» на тех дизайнах, которые он хотел сохранить. А с 1997 года эти вещи хранились на специальных складах в Ля Виллет, в Париже.
Несмотря на природную застенчивость и депрессию, которая мучила его в последние годы, Сен Лоран имел непоколебимую веру в себя и осознанное желание сохранить свой труд для будущих поколений. Может быть, его страстная любовь к искусству (Сен Лоран и Берже владели впечатляющей художественной коллекцией) заставила его почувствовать, насколько размытой была грань между искусством и модой в его работах.
Тем не менее, основную роль в продвижении Сен Лорана несомненно сыграл Берже. Именно он предложил провести ретроспективу его работ в Нью-Йоркском музее Метрополитен в 1983 году. Он привлек таких значимых в литературных кругах авторов, как Маргарет Дюра и Бернар Хенри-Леви, к написанию монографий о Сен Лоране, тем самым закрепляя за ним интеллектуальный статус. Открытие музеев стало высшей точкой в реализации его амбиций.