Rus
/
Разное о возрасте
Партнерам
Сотрудничество
Контакты
ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ
«Субстанция».
Боди хоррор, поднимающий
острые вопросы
Наконец я посмотрела "Субстанцию". Ждала многого, но фильм превзошёл мои ожидания. Вот - пишу под впечатлением от просмотра!
В нескольких словах - сюжет - чтобы погрузить вас в контекст.

Главная героиня Элизабет (Деми Мур), бывшая актриса, в настоящий момент звезда фитнес-шоу, женщина с великолепной фигурой и вообще безумная красотка для своих 50+ (или 60+?) лет, узнаёт, что её хотят заменить.

Она в шоке, потому что последнее, на что она готова - смириться и признать, что её время прошло.
Неожиданно подворачивается возможность использовать препарат под названием «Субстанция», который по задумке превратит её в молодую версию себя (Маргарет Куолли). Она идёт на это.

Далее нам показывают, на что готова женщина ради того, чтобы вернуть утраченную красоту и признание. Пред нами разворачивается хроника её падения в бездну прогрессирующей дисморфофобии - крупным планом, в деталях.

У меня в связи с этим появилось много вопросов: к обществу, индустрии красоты, и – основная масса – к самой Элиз.
Не пора ли перейти от формы к содержанию?
Стесняюсь спросить: а что она, планировала крутить задницей в купальнике до 90 лет?

Дэми Мур сейчас 61. Предполагаю, у её героини тот же порядок возраста. На мой взгляд, давно пора задуматься о самореализации, отличной от ведения этого ногоподъёмного шоу!

Ставка на эту профессию лично мне кажется неоправданным риском. Зачем выбирать сферу, где ты вечно подвергаешься чужой оценке? Ведь минимальное отклонение от стандарта либо просто чьё-то субъективное мнение может в мгновение выкинуть тебя из игры.

Неужели за прожитые годы (а их было немало) ни разу не приходила мысль заняться чем-то - более интеллектуальным или творческим? Например, рассказать аудитории, как она дошла до жизни такой (в позитивном смысле слова)? Как в 50+ имеет внешность (в частности, фигуру), которой позавидовала бы 20-летняя?

Потому что я, честно говоря, не поняла: по какой причине Элизабет (героиня Дэми Мур) вызывает меньше восхищения, чем Сью (героиня Маргарет Куолли)? На мой взгляд, последняя - обычная 20-летняя девчонка - чуть более симпатичная, чем в среднем по статистике. Ну пришлась она по вкусу паре телевизионных парней… О них – отдельный разговор.
А судьи кто?
В смысле - кто оценивает пригодность женщин? Мужчины - кто же ещё? Да-да, эти самые существа (как они показаны в фильме) - мерзкие и вульгарные. Которые лезут в объектив сверхкрупным планом, суют в него жирные пальцы. Которые сачатся похотью и излишествами. Которые жуют и чавкают сальными губами и при этом извергают из них исключительно пошлости и скабрезности.

Сложно будет мужчинам смотреть этот фильм! Сильный пол в нем представлен далеко не комплиментарно! Но, как ни крути, среди тех, кто решает - выбрать женщину или забраковать – мужчин подавляющее большинство. И выбор этот происходит по совершенно кривым критериям.
В визуальных стандартах общества что-то поломалось. Но никто этого не хочет видеть
Общество стареет. Молодежь уже не составляет коммерчески значимого большинства. Массовая культура по логике должна представлять все возраста и стили жизни. Но медиа почему-то транслирует прежний идеал: конвенциональную молодую внешность. Получается - стандарты закладывают ситуацию, когда большинство, по определению "не соответствует", относят его ко "второму сорту". Это страшит и пожилых (они уже выпали из обоймы), и молодых (их час тоже близок). И всё из-за несоответствия кем-то придуманным визуальным стандартам!

Всё завязано на красоте: и карьера (что с беспощадной наглядностью демонстрирует фильм), и интерес мужчин, и много чего ещё. Как тут не возникнуть фоновой тревоге и неконтролируемым страхам?

Индустрии красоты это на руку. На каждый такой запрос – масса предложений: плати и омолаживайся! Кажется, отличная возможность: приняла препарат - и вот уже лучшая ты! Но, как оказывается, есть нюансики… Как в кино, так и в реале, всё имеет свою цену. Эта цена может быть сравнима с самой жизнью.

«Субстанция» - резкая сатира на современную индустрию красоты. Миллиардные прибыли, паразитирование на страхах, неоправданные ожидания…
Что бывает, когда мы перемещаем смысл в нашего ребёнка?
Итак, Элизабет принимает первую дозу, и из неё буквально вылупляется новая молодая она.

Я не ослышалась? Мне показалось - кто-то сказал "дочь"?

Вы правы – сложно отделаться от ассоциации: если из одного существа вылупляется другое, то речь идет о матери и дочери. При раскладе «Субстанции» мать - не более чем донор, батарейка для нового тела. Дочь её использует, каждый раз пытается отъесть от матери лишний кусок (зайти на территорию её времени). Этим всё больше обескровливает и состаривает её.

Когда мы живём ради наших детей, подменяем наши смыслы их смыслами - они перестают считать нас важными, потому что мы сами перестаем быть важными для себя. Они отрывают от нас всё новые и новые части, и в какой-то момент мы сами и наша жизнь – как жизнь Элизабет – превращается в ничто. Нам остается только ждать их успеха, нагрузить их своими ожиданиями. В итоге в руинах даже не одна, а сразу две жизни!

Вылупившаяся Сью явно не собирается вкладываться, думать своей головой и строить свою жизнь. Зачем - когда можно идти по проторенной дорожке и юзать по полной все достижения старшего альтер эго? Она нанимается в то же шоу и, судя по всему, собирается задирать в нём ноги до появления собственных морщин.

Чем всё больше бесит условную «мать».
Главный враг притаился внутри
В какой-то момент становится очевидно: Элизабет пышет завистью к Сью. А что ещё делать в отсутствие своих смыслов и своей жизни?

Внезапно пронзила мысль: то же чувство может накрыть каждую из нас при просмотре своего фото 30-летней давности! Глаз фиксирует разрыв, и сразу подъезжает сравнение, сожаление и ... зависть! Получается, если стандарт задан - то наша идеальная версия может притаиться в любом старом снимке. Даже не обязательно в старом, а просто в удачном, пусть он сделан на днях. Помню - подруга рассказывала о каком-то событии того прекрасного периода, когда она была легче на 20 кг. Сколько тоски и ненависти к себе сегодняшней я услышала тогда в её голосе!

Получается - главный монстр и самый заклятый враг и главный наш монстр для тебя – ты сам. И (не оригинально, но от этого не менее важно) ненависть к себе к добру не приводит!

Если вы - перфекционист, всё ещё трагичнее. Мир диктует правила, ты умножаешь их на 10 и берешь в работу. Ты делаете всё, что можешь, но у тебя нет власти над временем, и годы догоняют…. А не соответствовать своим ожиданиям - ещё болезненнее, чем чужим. Потому что от своего критичного взгляда не скрыться даже в собственной пустой квартире. А коктейль навязанных идеалов и собственных амбиций – это максимально взрывоопасная смесь!

Кульминация фильма - эпизод, где Элизабет собирается на свидание. Она идёт к мужчине, для которого она - априори полубог. Но всё не может выйти: снова и снова возвращается к зеркалу. Смотрит на себя как бы со стороны: декольтированное платье кажется слишком открытыми, алые губы - слишком вульгарными... Седина, морщины, синяки под глазами, убожество, старость – она видит только это. Хотя по сюжету фильма в тот момент она ещё красотка.
Когда оценка смещена наружу, грань красоты и уродства, успеха и провала очень условна
Вот Элизабет щеголяла стройными бедрами в первых кадрах фильма, и мы ею искренне восхищаемся - и вот после нескольких слов продюсера она уже некондиционная старуха, выкинутая из шоу.

Вот все в восторге от упругих форм Сью - а через полчаса фильма они утрачивают магию, многократно мелькнув перед нами, как затирается сотню раз повторённая фраза.

Вот нам показывают квартиру - стерильную и холодную, восхитительно дизайнерскую. И вот она уже не восхитительная, а отвратительная - осквернённая остатками еды и из-за этого неуместно живая.

Получается, красоту отделяет от уродства не факт и сущность, а точка зрения и ракурс. Как по мне - ненадёжное отличие! Может быть, пора придумать другие?
Художественные средства фильма
Они превосходны!

Масса метафор и аллюзий. Чего стоит одна кроличья нора, куда влезает героиня, чтобы получить очередную дозу Субстанции!

Широкоугольная съёмка, гипертрофированное увеличение, когда кажется, что каждая деталь шире и тяжелее рамок восприятия, блуждание в узких коридорах-лабиринтах… Всё это создаёт ощущение сюра. В этой нереальности так же легко затеряться, как в собственной голове, где причудливо переплетаются мысли о твоем ничтожестве и самая мелкая морщинка вырастает до угрожающих размеров.

Взгляд камеры на героя - пожалуй, главный художественный приём. Из интервью Корали Фаржа, режиссера фильма, журналу «Сноб»:
В фильме есть два способа репрезентации женского тела: внешний, когда героини снимаются в утреннем ТВ-шоу и находятся на публике, и внутренний, когда они наедине с собой в ванной комнате, где их тела не существуют для чужих глаз. Я показываю, как «внешний» взгляд влияет на то, как ты на себя смотришь. […] На телевидении мы видим тела, трансформированные под влиянием чужого взгляда, объективированные, сексуализированные, экстремально красивые. И когда я прописывала действия в сценарии, я хотела, чтобы они подчинялись не законам логики, а инстинктам.
Жанр - социальный хоррор + боди хоррор - одно усиливает другое. И всё это очень эстетично сделано!

Стиль - гротеск и абсурд.

Эстетика - химозно яркая до отторжения. С выраженными элементами поп арта, пин апа и кэмпа. И с незабываемым жёлтым пальто…
Для меня «Сусбтанция» - самое сильное и бескомпромиссное антиэйджистское кино, которое я когда-либо видела. Оно препарирует потребительское отношения к человеку как к оболочке. Показывает, как повальный улучшайзинг всех и вся приводит к полной потере себя.

Главная героиня (по сути собирательный образ зрелой женщины) готова жить только "в своей лучшей версии". А с «неидеальной собой» она не умеет. Сегодня это касается внешности, а завтра – чего угодно.

Это фильм про риск внешней оценки. Когда женщина хочет навеки остаться всеми любимой… или хотя бы не презираемой. И готова платить за это любую цену.

Фильм пытается ответить на вопросы:
- Всегда ли желания - наши, или они навязаны обществом?
- Всегда ли мы осознаём цену? Всегда ли она соразмерна?
- Что не так с этим обществом и его стандартами?
- И где в этом всём истинные «мы»?

Фото: kino-teatr.ru, s3.kinoteatr.ru, m.sport-express.ru