Одна из самых значительных представительниц мира искусства двадцатого века
Жизнь Луизы Буржуа охватила почти весь двадцатый век, и наследие, которое она оставила после своей смерти в возрасте 98 лет, стало источником вдохновения для многих современных художников. Письменные работы Буржуа раскрывают смысл ее творчества, которое на протяжении всей жизни художника было глубоко автобиографичным.
Луиза Буржуа родилась в 1911 году в Париже. Ее отец воевал во время Первой мировой войны, и Луиза навсегда запомнила, как они с матерью ездили к нему на фронт, и с какой стойкостью ее мама держалась в эти тяжелые для всего мира времена. Тяготы семейства Буржуа продолжились и после окончания войны. В 1922 году отец Луизы пригласил на работу преподавателя английского языка, и вскоре завел с ней роман, длившийся не один год (это был не первый и не последний адюльтер ее отца). Вся эта ситуация, и не в меньшей степени реакция на происходящее ее матери, которая молча терпела предательства мужа многие годы, оказали невероятно сильное впечатление на Буржуа, и не могли не найти отражения в ее творчестве.
«Мое детство навсегда осталось для меня магическим и таинственным временем, наполненным нескончаемым драматизмом, - сказала она однажды. – Все мое творчество за последние пятьдесят лет, все предметы моего интереса родом из детства».
Вот несколько уроков, которые можно вынести из работ и текстов Буржуа.
Урок №1: Искусство должно рассказывать о жизни художника.
В своих многочисленных интервью, эссе и записях в дневниках Буржуа стоит на том, что искусство и жизнь – это одно целое. «Искусство повествует о жизни, в этом его предназначение», - заявляла она. Ее настойчивое отношение к творчеству как к каждодневной переработке своего опыта, личных травм и кризисов заметно выделяло Буржуа среди коллег по цеху в начале ее карьеры. В 40-х и 50-х годах двадцатого века в Нью-Йорке правил абстрактный экспрессионизм, в основе которого лежало убеждение в том, что в искусстве нет места прямому упоминанию о жизни какого-либо человека.
Каждый элемент в произведениях Буржуа вдохновлен событиями и деталями ее жизни. Деревья представляют собой метафоричный образ ее детей и чувство ответственности художника перед ними. В серии принтов начала 2000-х, «Законы природы», мультяшные сцены садо-мазохистского характера, изображающие госпожу и жертву, олицетворяют любовные переживания Буржуа - смесь удовольствия, боли, утешения и насилия.
«Великая удача художника в том, что ему по силам победить своих демонов, не причиняя страданий другим. Но вместо того, чтобы благодарить судьбу за это, они хотят зарабатывать деньги. Как глупо!»
Урок №2: Природа восхитительна в своем многообразии. Черпайте вдохновение и в пауках и в личинках.
В работе без названия 1989 года Буржуа изобразила трех толстых личинок, их бледные тела резко выделялись на темном фоне. В ответ на отторжение, которое могло вызвать у зрителя столь нежное изображение созданий, связанных по большей части с разложением и смертью, художница высказалась о личинках следующим образом: «Это вовсе не негативный предмет исследования. Как бы тяжела ни была жизнь, всегда есть надежда, если ты веришь в личинок. Что-то разлагается, и из этого разложения возрождается надежда».
Урок №3: Возвращайтесь к одним и тем же темам снова и снова (но не забывайте экспериментировать).
«Это и есть развитие. Использование одного и того же образа означает то, что ощущения, которые невозможно выразить словами, можно попытаться представить визуально. Нужно повторять снова и снова, иначе люди не поймут, что вы хотите сказать». Буржуа нужно было возвращаться в прошлое и проживать заново самые тяжелые детские травмы, чтобы, в конце концов, обрести исцеление.
Урок №4: Никогда не прекращайте творить.
Буржуа посвятила искусству всю свою жизнь. Она не прекращала творить до самой смерти.
В 1990-х годах, когда художнице было уже за 80, она дебютировала с новой коллекцией работ, среди которых были представлены обворожительные скульптуры пауков и инсталляции, оформленные в виде комнат, которые она назвала «клетки». Когда, после 90, ее зрение начало стремительно падать, она не прекратила работу над своими принтами, а лишь увеличила размер печатных форм, чтобы лучше видеть их и сосредоточилась на создании гравюр мягким лаком.
На этих принтах, размером около 5 футов в высоту и 2 футов в ширину, которые она создавала в последние четыре года своей жизни, мы видим уверенную и сильную руку художника, который едва ли закончил воплощать в жизнь свои переживания и эмоции.